Как наказуемо разжигание межнациональной розни

Расизм в русском национализме

Николай Митрохин отмечает наличие в среде русских националистов в СССР расистского мифа о русском государстве, суть которого состояла в том, что СССР — наследник Российской империи, государства якобы созданного этническими русскими для этнических русских. Митрохин указывает, что этот миф прямо противоречил не только историческим фактам, но и принципам существования Российской империи[14].

В статье «Мифы современного расизма в РФ» Виктор Шнирельман пишет, что часть русских националистов после распада СССР и связанных с этим проблем предложили в качестве их решения возрождение русского имперского сознания. Некоторые из них обращаются при этом к примордиалистским мифам, основанным «не столько на достижениях науки, сколько на текстах поддельной „Велесовой книги“, созданной в среде русской эмиграции в начале 1950-х годов». Опираясь на некоторые современные теории, связанные с разработкой индоевропейской проблемы, они создали антинаучные концепции, фактически отождествляющие праиндоевропейцев со славяно-русами. Писатель Владимир Чивилихин отождествлял «варягов-русь» со славянами «и настаивал на возникновении славянской государственности задолго до Киевской Руси». Кроме этого большую роль в возникновении русского расистского мифа сыграл ряд методологических ошибок бывшего директора Института археологии АН СССР академика Б. А. Рыбакова и теория О. Н. Трубачева о близком родстве и теснейших контактах между славянами и индоариями в Северном Причерноморье, а также миф об «Арктической прародине» индолога Н. Р. Гусевой[15].

Шнирельман отмечает, что основную роль в выработке и распространении неонацистской идеологии на основе указанных теорий выполняют «умелые интерпретаторы, простым доступным языком излагающие теории специалистов, манипулируя их идеями в нужном ключе» — чаще всего «писатели, журналисты, недоучившиеся студенты, энтузиасты-дилетанты, не нашедшие себя в своей собственной специальности». Причинами привлекательности «арийского мифа» Шнирельман видит символическую (образ русского Севера в самосознании), опасения за территориальную целостность страны (обоснование, что русские жили тут тысячелетиями) и возможность «обнаружить внешнего врага, на плечи которого можно переложить всю ответственность за беды современной России»[15].

Член Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма, кандидат исторических наук Н. Г. Щербаков отмечает, что в современной России объект ненависти, «черные», перестали быть только этническими иностранцами. На первое место выходят собственные «черные»: «чурки», «азеры», «даги» и т. д.[16] Внедрению в общественное сознание расистских представлений способствуют также публикации В. Авдеева. Данный автор, по мнению учёных, под видом научных работ продвигает псевдонаучные теории, а в качестве источников своих идей использует труды идеологов германского нацизма[17][18][19]. Высказываемые Авдеевым идеи, по мнению д. и. н. А. Г. Козинцева, формируют и закрепляют в сознании читателей «самые чудовищные стереотипы применительно к иным расам и этносам»[20].

На развитие расистских и неонацистских идеи также влияет искаженные сведения о идеологии Третьего Рейха. В среде националистов распространены взгляды, будто нацисты считали славян, и в частности русских, равными в расовом отношении с немцами и приветствовали совместную борьбу за «чистоту арийской крови». Однако, на самом деле, расовые теоретики много раз подчеркивали расовую «неполноценность» славян как смеси народов.

Примечания

  1. 1 2 Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. — М.: КДУ, 2005. — С. 190. — ISBN 5-98227-089-X
  2. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 147—148. — ISBN 5-238-00872-4
  3. 1 2 3 Шнирельман В.  (неопр.). // Человек без границ. Дата обращения 2 ноября 2011. 1 сентября 2012 года.
  4. 1 2 3 Шнирельман В.  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2171 день] — , ) // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: ежегодный доклад, 2003. — М., 2004. — С. 30.
  5. 1 2 3 Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 148.
  6. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. — М.: КДУ, 2005. — С. 192—193.
  7. Давидсон А. Б.  (неопр.). Новая и новейшая история. Дата обращения 30 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  8. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. — С. 192—193.
  9. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 149.
  10. Тишков В. А. Реквием по этносу. — М.: Наука, 2003. — С. 316. — ISBN 5-02-008820-X
  11. ↑  (англ.). // Bumbin Orn (27 March 2008). Дата обращения 25 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  12. Хабенская Е. О. // Институт Африки РАН
  13. Митрохин Н. А. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — С. 74-75. — 624 с. — ISBN 5-86693-219-2.
  14. 1 2
  15. Щербаков Н. Г. Идеологи современного отечественного расизма // Европоцентризм и афроцентризм накануне XXI века: африканистика в мировом контексте. / Редкол.: А. С. Балезин (отв. ред.) и др. — М.: ИВИ РАН, 2000. — С. 98. — ISBN 5-94067-017-2
  16. Щербаков Н. Г. Публикации «Библиотеки расовой мысли» как исторический источник // Африка и мир: взаимопонимание, изучение, преподавание. / Редкол.: А. С. Балезин (отв. ред.) и др. — М.: ИВИ РАН, 2010. — С. 175—184. — ISBN 978-5-94067-323-1
  17. ↑ . — М.: Academia, 2008. — P. 37. — 124 p. — ISBN 5-87532-022-6.
  18. Владимир Родионов. // Скепсис
  19. ↑ — Лондон: Международная Амнистия, 2003. — ISBN 0-86210-330-4
  20.  (неопр.). // Amnesty International (3 мая 2006 года). Дата обращения 26 октября 2011. 23 февраля 2013 года.
  21. ↑  (англ.). Би-би-си (4 May 2006). Дата обращения 25 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  22. Штерншис Анна.  (англ.). // Canadian Jewish News (13 January 2011). Дата обращения 25 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  23.  (неопр.). Би-би-си. Дата обращения 23 января 2013. 3 февраля 2013 года.
  24.  (неопр.). ЕКРН. Дата обращения 25 ноября 2018.
  25.  (неопр.). ООН (30 мая 2007). Дата обращения 26 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  26. ↑  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2171 день] — , ) Центр новостей ООН, 2007
  27. ↑ // РИА Новости, 2007.
  28. ↑ 2007 (англ.)
  29. ↑ , 2007
  30. Тишков В. А. Реквием по этносу. — М.: Наука, 2003. — С. 317.
  31. ↑ // Lenta.ru
  32.  (неопр.). Дата обращения 21 мая 2013.
  33. Денисов М.  (неопр.). // BBC (1 апреля 2011). Дата обращения 3 ноября 2011. 1 сентября 2012 года.
  34. ↑ // Фонтанка.ру
  35. ↑  // Фонтанка.ру
  36. ↑  // Lenta.ru, 14 января 2014.
  37. ↑  // LifeNews, 16 марта 2015.
  38. ↑  // Lenta.ru, 16 марта 2015.
  39. ↑ Шаблон:News.ru com “Милиционеры избили космонавта за “чеченскую” фамилию”
  40. ↑ Шаблон:Lenta ru. “В Петербурге судят тувинца, которого полицейские приняли за нелегального мигранта”
  41. ↑ Шаблон:Эхо Москвы “Инцидент с задержанием чеченок в Воронеже”
  42.  (неопр.). // Министерство иностранных дел России. Дата обращения 30 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  43.  (неопр.). // «Мемориал». Дата обращения 29 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  44.  (неопр.). // «Мемориал». Дата обращения 29 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  45. Щербаков Н. Г. Идеологи современного отечественного расизма // Европоцентризм и афроцентризм накануне XXI века: африканистика в мировом контексте. — М.: ИВИ РАН, 2000. — С. 99.
  46.  (неопр.). // Генеральная прокуратура РФ. Дата обращения 30 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  47. Коныгина Н.  (неопр.). // Известия. Дата обращения 30 октября 2011. 1 сентября 2012 года.
  48. Шнирельман В. А. Порог толерантности. Т. 1. 2011.
  49.  (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 декабря 2007. 30 декабря 2007 года.
  50. Прытков Р. Марш против расизма // «Газета», № 196, 17.10.2005 г.
  51.  (неопр.). // ФЕОР (17.03.2008). Дата обращения 12 января 2012. 1 сентября 2012 года.

Если тебя оскорбили на национальной почве

Модераторы из года в год по нескольку раз в сутки сталкиваются с высказываниями известных им пользователей-нарушителей, стилистика и лексика которых, как правило, индивидуальна, несмотря на использование ими каждый раз новых ников». По мнению модераторов, стилистика высказываний пользователя dyadushka4 и владельца профиляТочку в этом вопросе могла бы поставить экспертиза и официальный запрос интернет-провайдеру.

Хамство на ходу Это ты, м. к, у. езжай в свое Подмосковье! Без нас, приезжих, вы подохнете!» Следующей не выдержала я: «Это чем же вы лично так незаменимы? Может быть, вы программист крутой или врач-хирург с золотыми руками?» «Тем, что я выше тебя во всех смыслах!» — любитель поплевать на асфальт приподнялся с лавки и подошел почти вплотную, оказавшись мне по плечо. Тем не менее стало страшновато: я поняла, что, если он меня сейчас ударит, никто не заступится.Но если в городе проживают четыре-пять миллионов представителей Средней Азии и Кавказа, то и хулиганов среди них немало. Так вот, любое противодействие этому хулиганству мы считаем ксенофобией и кричим по поводу «пороков» русской нации.

Вторая проблема еще глубже. У россиян, или русских, как хотите назовите, не культивируется чувство достоинства, чувство самозащиты. Дело-то в том, что уже в рамках СССР во многих республиках, особенно на Кавказе, возникло пренебрежительное отношение к русским как к людям второго сорта в собственной стране.

Это вообще парадокс. Даже на территории России основной этнос никогда не был доминирующим. Стереотипы о том, что русские не умеют работать, простоваты и грех этим не воспользоваться, родились еще в Советском Союзе. Между тем россияне — самый толерантный народ. Об этом писал еще Достоевский.
Оскорбление на национальной почве Что делать друг сломал человеку ребро в процессе драки за то, что тот стал не цензурно выражаться на национальной почве? друг сидел в баре. В бар зашел человек в неодыкватном состоянии и стал на национальной почве оскорблять друга. После чего началась словестнная перепалка, которая перерасла в драку, в результате чего друг сломал ему ребро которое пробило легкое. Друг сидит в отделении, а неодыкватный человек в реанимации, что в этом случае делать? 25 Сентября 2013, 10:31 Алексей, г.

СНГ Dota Меня не задело личностное оскорбление. Меня взбесило отношение со-владельца RuHub к своей аудитории. Дальше что касается моего посыла в блоге. Со-владелец RuHub позволяет себе отвратительное поведение, тем самым подавая пример своим сотрудникам.

И речь тут не только конкретно об этой произошедшей ситуации.

А еще, поежившись, подумала: что было бы с таким же мерзавцем, только русской национальности, оскорби он прилюдно пожилую женщину в центре какого-нибудь кавказского города? Есть ли адекватный ответ на национальную агрессию? К сожалению, пока известны только два: тот, что продемонстрировала очередь на остановке, втянувшая голову в плечи и выслушивающая оскорбления распоясавшегося националиста, или тот, который демонстрируют обритые наголо отморозки в гриндарах и бомберах. Жертвами же слепой ярости скинхедов, как известно, обычно становятся интеллигентные шахматисты или милые восьмилетние девочки неславянской внешности.

Ведь должен же быть политкорректный ответ бытовым оскорблениям на национальной почве, с которыми почти каждый встречался, к примеру, на рынке? Отвечать нужно обязательно, но как? Москва полна людей иной культуры общежития и иных ценностей.

Жертвы и преступления на почве расизма

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 5 июня 2016 года.

Жертвами расизма в России становятся выходцы из Африки и Азии, чаще всего это торговцы и студенты с Кавказа, из Средней Азии и Китая. Больше всего расистских нападений было зафиксировано в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Нижнем Новгороде. В большинстве случаев таковыми были уличные стычки, в меньшинстве — организованные погромы. Наиболее известными погромами являются:

  • Нападение на храм Общества сознания Кришны 28 августа 1999 года
  • Нападение на вьетнамское общежитие 21 октября 2000 года
  • Нападение на торговые ряды в Ясенево в октябре 2001 года
  • Нападение на торговые ряды в Царицыно 21 апреля 2001 года (3 погибших — граждане Таджикистана, Азербайджана, Индии, 30 пострадавших)
  • Нападение на армян в Красноармейске 7 июля 2002 года
  • Нападение на армянские магазины и рестораны в Славянске-на-Кубани 14-15 сентября 2002 года
  • Нападение на китайцев во Владивостоке 16 апреля 2004 года
  • Нападение на цыганский табор в Волжском 16 апреля 2006 года (2 погибших — цыганские мужчина и женщина, 2 пострадавших — цыганские девочка и бабушка)

Также были нападения на граждан Мали, Армении, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Кот-д’Ивуара, Сенегала, Чад[38], Узбекистана, Ирана[39],Таджикистана, Израиля, Албании[40], Индии, Египта, Иордании, Пакистана, Турции, Ирака, Вьетнама[41], Китая, Бурунди, Камеруна, Судана, Кении, Таиланда, Ганы, Сирии, Нигерии, Грузии, КНДР а также и республик Российской Федерации — Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Тывы, Бурятии[42],Саха[43], Республики Алтай[44], Чувашии[45], Марий Эл[46]. Преступления на почве расизма коснулись и евреев в Орле, Санкт-Петербурге, Биробиджане, .

Оскорбления по национальному признаку

Задайте свой вопрос Вам ответят опытные юристы и адвокаты.

Тенденция роста сохранилась и в 2015 году – по статье было осуждено 588 человек. В 2017 году количество обвинительных приговоров вплотную приблизилось к тысяче. Вы можете задать свой вопрос бесплатно

  1. Задайте вопрос
  2. Получите ответ эксперта
  3. Действуйте!

Татьяна Андреева 03 декабря 2017 в рубрике: Уголовное право Возбуждение уголовного дела Добрый день.

Как подать в суд за оскорбления по национальному признаку и разжигание межнациональной розни в твиттере?

Как правильно собрать доказательную базу?

Как обратиться в полицию, чтобы нашли оппонетов? Ответы экспертов

Алексей Дроздов 9669.8 балла 1590 ответов 03 декабря 2017 в 12:01 пишется в общей форме. описывается событие, то есть что произошло,где произошло и когда произошло.

Далее просите установить виновных лиц и привлечь к уголовной отвественности.Заявление подаете в дежурную часть или путем отправления заявления по почте. Статья 5.61. КОАП РФОскорбление 1.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Статья 282.УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства 1.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Спросите у юристов Отправить Похожие вопросы Иван Переквалификация части статьи 158 24 июля 2019 в 06:52 1 ответов Уголовное право Ирина ст.

228.1 день за полтора 23 июля 2019 в 17:00 2 ответов Уголовное право Татьяна справка МВД 20 июля 2019 в 19:12 1 ответов Уголовное право Марина Отметка в базе о примирении 18 июля 2019 в 20:32 1 ответов Уголовное право Рашид что просить в жалобе в суд на отказ полиции в ВУД? 12 июля 2019 в 22:59 1 ответов Уголовное право

  • Телефонная консультация
  • Вопросы
  • Приоритетные вопросы
  • Эксперты
  • Стать экспертом
  • Задать вопрос

Правовой совет

Можно ли привлечь к ответственности за оскорбление личности по национальному признаку?

Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.но прошли сроки давности.

29 Июля 2017, 21:12 0 0 1961 ответ 496 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации юрист, г. Нижний Новгород Общаться в чате в этот же день она меня грозилась убить (только на словах) при свидетелях.Иннаесли действительно имелись основания опасаться данной угрозы, то может быть, но необходимо видеть документы.

УК РФ, Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью 1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.2.

Источники расистских представлений

См. также: Антисемитизм в СССР

В книге «Очерки современного расизма» Виктор Шнирельман отмечает, что корни расистских установок в современной России уходят в советскую эпоху, когда, несмотря на декларируемый интернационализм, в последние десятилетия интеллектуалами уделялось много внимания этническому делению общества. Этносы воспринимались как обособленные целостности со своими самобытными культурами и языками, со своими «национальными характерами». Им приписывались строго определённые стереотипы поведения, воспринимавшиеся как свойства, имманентно (внутренняя связь) присущие любому члену этнической группы[4]. Подобные теории бытовали не только среди интеллектуалов, представлявших различные народы СССР, использовавших их как мощное средство защиты от всеобщей русификации, но в своих целях их эксплуатировала и власть, которой ничего не стоило обвинить целые народы в измене и депортировать их[4]. За всем этим стояла вера в «национальный характер» с его устойчивым набором черт. Такое стало возможным в результате восприятия этноса как некого закрытого организма.

В последние советские десятилетия необычайную популярность в науке получила немецкая XIX века. Она проникла в советскую теорию этноса в виде понятия «этносоциального организма». Последний шаг по реабилитации расового подхода, по мнению Шнирельмана, сделал историк Лев Гумилёв, наделивший этнос биологическим началом.
Гумилёв разработал «теорию этногенеза», содержавшую представления о «плохих народах» («химерах») и «некомплиментарных» межэтнических отношениях[4].

Современные представления о расизме

Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме»[5][6][7]. Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. В России именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью[5]. При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне[6].
Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание Н. Н. Лысенко, отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения[8]:

Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры — нации абсолютно комплементарные (то есть совместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут равноценные, а любое расстояние друг от друга дальше ста метров будет восприниматься как вызов.

При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеет значения как называются эти свойства — «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков[9]. В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида[1][5][6]. Как указывают авторы учебного пособия «Этнополитология» Ю. П. Шабаев и А. П. Садохин, в России проявления нового расизма многочисленны и стали, по существу, обычным явлением: это и осквернение могил на российских кладбищах, и погромы торговцев на рынках, и убийства темнокожих студентов и гастарбайтеров. Причину подобных явлений они видят в нечувствительности современного российского общества к расизму и в отсутствии верно выстроенной региональной этнополитики[10].

Валерий Тишков полагает возможным считать вариантом расовой нетерпимости широко распространившийся в средствах массовой информации и на бытовом уровне стереотип о «лицах кавказской национальности» как криминальных элементах и нежелательных чужаках[11]. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что, согласно опросам, ксенофобия распространена среди 50 % населения Российской Федерации[12]. Среди правозащитников и близких к ним экспертов термин «расизм» фактически становится синонимом термина «ксенофобия».

Оскорбление по национальному признаку, возбуждение ненавести или вражды

Одной из важнейших функций государства является обеспечение равных прав граждан вне зависимости от их принадлежности к какой-либо социальной, культурной, религиозной группе, их пола, национальности, расы, языка, убеждений.

Концепция равенства всех граждан, недопущения разжигания социальной, расовой и вражды, оскорбления какой-либо нации, заложена в статьях 13, 19 и 29 конституции Российской Федерации.

Под возбуждением ненависти или вражды подразумевается публичное высказывание идей, направленных на создание конфликтов между различными социальными, национальными, религиозными группами.

Выражение неприязненного отношения к гражданину на основании его принадлежности к определенному полу, национальности, расе, религиозной конфессии, квалифицируется как унижение человеческого достоинства.

https://youtube.com/watch?v=ZQxCFfiCLsw%3Ffeature%3Doembed

Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства – преступления, угрожающие общественному согласию, имеющие далеко идущие последствия. Войны, межнациональные конфликты, вражда между отдельными группами населения возникают из-за непогашенных вовремя очагов ненависти.

Статья 282 УК РФ

Для обеспечения выполнения заложенных в конституции норм за возбуждение ненависти к социальной группе, унижение по национальному признаку принята статья 282 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая следующие виды наказания:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы сроком до шести лет.

В первой части статьи 282 предусматривается наказание за публичное, с использованием сети Интернет или других средств массовой информации оскорбление по национальному признаку, статья также предусматривает наказание за публичное унижение человеческого достоинства одного или группы лиц.

За совершенное деяние в зависимости от тяжести совершенных деяний предусмотрены следующие виды наказания:

  • штраф в размере 100-300 тысяч рублей (размер штрафа может быть увязан судом с заработной платой или иным доходом правонарушителя за срок от двух до трех лет);
  • принудительные работы сроком 1-4 года с запретом на занятие должности или выполнения определенной деятельности сроком до трех лет;
  • лишение свободы от двух до пяти лет.

Во второй части статьи 282 предусмотрено наказание за возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной вражды, унижение человеческого достоинства при отягчающих обстоятельствах.

Такими обстоятельствами может быть использование служебного положения при совершении деяния, совершение его группой лиц, а также под угрозой насилия или при его применении.

Наказание за преступление в таком случае будет более жестким:

  • размер штрафа возрастает до размера от 300-600 тысяч рублей (также штраф может быть увязан судом с совокупной заработной платой или иным доходом за 2-3 года;
  • принудительными работами сроком 2-5 лет с запретом на занятие должности или выполнения определенной деятельности на срок до трех лет;
  • заключение сроком от трех до шести лет.

Оскорбление по национальному признаку

Статья 282 затрагивает действия, направленные на публичное возбуждение ненависти и вражды к другому государству, национальности, религиозной группе.

Действие должно носить публичный характер.

Например, высказывание экстремистского толка, опубликованное в социальной сети или публично высказанное в телевизионной или интернет-трансляции, подпадает под квалификацию статьи.

Высказывание также должно быть направлено на разжигание ненависти или вражды. В качестве примера можно привести обоснование необходимости преследования, геноцида, других экстремистских действий в отношении какой-либо национальности, социальной или религиозной группы.

В то же время публично высказанная критика религиозного течения, национальных обычаев и традиций не может быть рассмотрена как разжигание ненависти или вражды.

Судебная практика

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды активно карается российскими судами. Количество осужденных по статье 282 постоянно растет.

В 2011 году было вынесено 82 обвинительных приговора по статье, годом позже количество обвинительных вердиктов уже возросло в два раза. В 2014 году опять произошел скачок до 307 осужденных по статье.

Тенденция роста сохранилась и в 2015 году – по статье было осуждено 588 человек. В 2016 году количество обвинительных приговоров вплотную приблизилось к тысяче.

Источник:

Что такое разжигание межнациональной розни

Как происходит разжигание межнациональной розни

Прямые призывы к расправе над представителями того или иного народа были бы нарушением закона, поэтому в ход идет более тонкое средство, которое психологи называют «языком вражды».

Один из главных приемов языка вражды – акцентирование внимания на национальности участников событий, когда речь идет о негативных фактах.

Например, можно написать в хронике происшествий:

.

Наказание за разжигание межнациональной вражды: правильно ли это?

В Израиле за любую публикацию (вне зависимости от того, приводит она к расизму или нет), которая имеет своей целью разжигание межнациональной розни, закон предусматривает тюремное заключение до 5 лет .

А в США широкая трактовка судами Первой поправки к Конституции (о свободе слова) препятствует установлению уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни.

Статья 282 УК РФ Разжигание межнациональной розни

Ответственность за противоправные деяния, квалифицируемые как разжигание межнациональной розни (экстремизм) регулируется статьей 282 УК РФ. Это сравнительно новая норма, появившаяся в российском законодательстве в 2002 году.

Но вместе с тем Конституция гарантирует защиту граждан от экстремистских проявлений и запрещает ограничения прав человека на почве какой-либо вражды.

Тем не менее, статья закреплена в законодательстве.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,

позвоните юристу прямо сейчас:

Статья в новой редакции подразумевает криминальную ответственность за деяния, возбуждающие вражду или унижение человеческого достоинства по половому, расовому, национальному, языковому признаку, а также по происхождению, отношению к религии или к определенной социальной группе.

Таким образом, умышленные действия, высказывания, публикации, вызывающие возбуждение ненависти к индивидууму или к группе людей на почве расовой, межрелигиозной и иной розни являются преступлением. Это может быть выражено в дискредитации, оскорблениях, проявлениях хамства, либо провокациях относительно вышеуказанных категорий лиц.

Тем не менее, данная норма закона довольно абстрактна, что позволяет толковать ее, основываясь на субъективных суждениях.

Понятие разжигания вражды можно интерпретировать в достаточно широком диапазоне, что может приводить к преследованиям инакомыслия или к мести за критичные высказывания.

Некоторые юристы считают, что наличие в тексте понятия национального признака ставит в невыгодное положение титульные нации, в частности русских, поскольку любые их высказывания, к примеру, невинные анекдоты относительно представителей иных национальностей, которые ничего не значат, при недобросовестной трактовке закона можно подвести под экстремизм.

https://youtube.com/watch?v=bKhrUM4aTvo%3Ffeature%3Doembed

При наличии квалифицирующих признаков максимальный срок наказания составляет до шести лет с возможностью применения дополнительных наказаний.

В судебной практике встречаются все виды наказаний от штрафов до тюремного заключения.

Абстрактность и спорность описанной нормы закона требует от следователей и судей высочайшей юридической квалификации.

Более того, правоохранители должны обладать высокими моральными и интеллектуальными качествами, поскольку неверная трактовка данного закона может привести к нарушению основополагающих постулатов по защите прав человека.

Угловная ответственность предусмотренная за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни

Каждый выбирает сам.

Во что верить, с кем дружить и что говорить. Однако не все люди так лояльны к чужому выбору. Многих оскорбляет то, что человек нашел свой путь в чем-то другом, нежели чем остальные.

Все это доходит до фанатизма и люди начинают убивать друг друга.

наносить увечья следуя каким-либо нелепым принципам и законам. Происходит это, на почве возбуждения ненависти, либо вражды, а также унижения человеческого достоинства.

У каждого народа своя святыня. Кто-то поклоняется Богу, участвуя в молитвах, кто-то поклоняется существу божественного происхождения, кто-то поклоняется законам природы, а кто-то вообще не верит ни во что.

В первую очередь, необходимо понимать, что совершение подобного преступления влечет необратимые последствия в виде смерти и причинения тяжкого вреда здоровью.

Источник:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: